АР ДЕКО В ДИЗАЙНЕ ИНТЕРЬЕРА

Ар деко — декоративный стиль роскоши. Стиль ассоциируется с дорогими и сложными по фактуре материалами, мебелью простых и четких форм, плавными линиями, симметрией и четкой геометрией архитектурных элементов. Особое внимание уделяется интерьерным арт-объектам и декоративной мелкой пластике тонкой работы. Ар деко эклетичен: в стиле сочетаются элементы модерна, кубизма и экспрессионизма, а так же новые технические веяния великой технической революци. Увлечение декораторами ар деко экзотическими мотивами, почерпнутыми у ацтеков, майя и древних египтян, возросло после находок древних городов в лесах Мексики и открытия в 1922 году гробницы Тутанхамона в Египте.
Ресторан Song Qi ар деко
Роскошный ресторан Song Qi оформлен по образу резной китайской шкатулки в стиле ар деко, где шик и роскошь азиатской культуры органично сочетается в интерьере с элементами неоклассицизма. Проектирование Кристоф Пойе и Эмиль Юмбер, бюро Humbert & Poyet. Монте-Карло, Монако. 2017.
ар деко гостинная
Роскошный ресторан Song Qi оформлен по образу резной китайской шкатулки в стиле ар деко, где шик и роскошь азиатской культуры органично сочетается в интерьере с элементами неоклассицизма. Проектирование Кристоф Пойе и Эмиль Юмбер, бюро Humbert & Poyet. Монте-Карло, Монако. 2017.
Начавшись как легкое, изящное новшество, навеянное балетными «Русскими сезонами» (1908-29 года) Дягилева Сергея Павловича, ар деко превратился в олицетворение поразительной простоты и бескомпромиссности, жизни в век машин. Ар деко формировал образ жизни людей в межвоенные годы, манеру одеваться и разговаривать, путешествовать и отдыхать. Во власти ар деко находились индустрия развлечений, сфера искусства и дизайна — в стиле ар деко сделаны кинотеатры, доходные дома, небоскребы, интерьеры и ювелирные изделия, дизайн посуды и уличных фонарей, скульптуры и плакаты, книжные иллюстрации, ткани, картины.
Ар деко как таковой стал ответом на запрос новой промышленной и бизнес-элиты, желающей не только дорогие, но и модные, современные интерьеры. Эталон ар деко в 1920 годы — интерьеры первоклассных отелей, дорогих ресторанов и прочих респектабельных общественных мест, например, дорогой парижский отель Ritz на Вандомской площади, отчего стиль именовали еще и «стилем Риц».
Отель Ritz в Париже
Интерьер отеля Ritz в Париже. Первый в мире отель, каждый номер в котором был оснащён ванной. Архитектор Шарль Меве. 1898.
Интерьер отеля Ritz в Париже
Интерьер отеля Ritz в Париже. Ritz — первый в мире отель, каждый номер в котором был оснащён ванной. Архитектор Шарль Меве. 1898.
Ар деко игнорирует массовое промышленное производство товаров, выдвигая на первый план ручное изготовление эксклюзивных предметов в единичных экземплярах. Декораторами уделяется внимание не столько функциональности, сколько декорированию и орнаментации.
Перегородка ар деко «Павлины»
Перегородка «Павлины». Художник Jean Pérot, кузнецы Schwartz-Haumont и Léon Conchon. Париж. 1922.
Интерьер отеля Ritz в Париже
Перегородка «Павлины». Художник Jean Pérot, кузнецы Schwartz-Haumont и Léon Conchon. Париж. 1922.
Стиль ярче проявился во Франции, отчасти в других странах Европы, а также в США в 1919-1932 годы. В европейском ар—деко перемешались: античность, XVIII век, влияние русских балетов Дягилева Сергея Павловича, отчасти примитивного искусства. Развитие коммуникаций, новых видов транспорта, проектирование первоклассных лайнеров, дирижаблей и самолетов, шикарных отелей, кинотеатров и торговых домов повлияло на ар деко в США («Стиль звёзд»).
интерьер в стиле ар деко в кинотеатре Odeon
Минималистская квартира в Стамбуле
Кинотеатр Odeon на Лестер-сквер в Лондоне. Построенный в 1937 году, он имел 2116 мест, все покрыты искусственной кожей леопарда.
Strand Palace Hotel Foyer. Лондон. 1930.
Кинотеатр Odeon ар деко
Кинотеатр Odeon на#nbsp*Лестер-сквер в Лондоне. Построенный в 1937 году, он имел 2116 мест, все покрыты искусственной кожей леопарда.
Strand Palace Hotel Foyer ар деко
Strand Palace Hotel Foyer. Лондон. 1930.
В 1925 году в Париже состоялась выставка «экспозиция Ар Деко в Промышленной современности», где демонстрировались последние достижения в области архитектуры, проектирования интерьера, мебели, изделий из металла, стекла, керамики. Современные дизайнеры вышли на международную арену, провозгласив новую революционную эстетику, ставшую символом межвоенных десятилетий. Посетителям выставки 1925 года было представлено грандиозное зрелище: «Огромные стеклянные фонтаны играют среди кубистских деревьев, в натуральную величину, и водопады музыкальных звуков стекают вниз по аллеям с головокружительных вершин четырех гигантских башен. Пройдите в павильоны и вы увидите мебель поразительных и невиданных форм, декор невообразимого рисунка на стенах, на полу и на потолке».

Первые декораторы ар деко

Жак-Эмиль Рюльманн (Jacques-Émile Ruhlmann)

Архитектор и декоратор создал самые изысканные интерьеры выставки 1925 года. Экспериментировал с неоклассическими формами мебели. В работе использовал редкие материалы. Например, древесину амбойны (amboyna) из Лаоса, Macassar ebony из Индонезии, инкрустацию слоновой костью, шагрень. Рульманн показал, как использовать кожу акулы, ската или игуаны в качестве ценных инкрустаций. А также декоратор впервые продемонстрировал сочетания классики и конструктивизма, использовал комбинации стекла, металлических поверхностей и хромированных покрытий. Рульманн проявил текстуру редкой древесины как самостоятельный композиционный элемент.
Кабинет «État» Рюльманн
«Павильон коллекционера» Рюльманн
Кабинет «État».
Макассаровое черное дерево, амарант, слоновая кость. 1925.
«Павильон коллекционера», созданный Рюльманном, представляет собой обширный круглый салон. Главный мотив оформления — массивная хрустальная люстра. На стенах тоже ниспадают каскады хрусталя. Стены затянуты шелком, на котором раскинут узор из ваз, цветов и птиц. По верху стены идёт гипсовый фриз. Над кирпичным (из модерна) камином расположено декоративное панно Жана Дюпа «Попугайчики». Париж. 1925.
Кабинет «État» ар деко
Кабинет «État».
Макассаровое черное дерево, амарант, слоновая кость. 1925.

Эдгар Брандт (Jacques-Émile Ruhlmann)

Эдгар Брандт — мастер по металлу, сочетавший кованое железо с бронзой. Брандт использовал в своих изделиях мотивы стилизованных птиц, облака, лучи, фонтаны, пучки стилизованных цветов.
Ширма «Оазис» ар деко
Ширма «Оазис» 1925 года. Железо, латунь.
Ширма «Оазис» ар деко
Ширма «Оазис» 1925 года. Железо, латунь.

Жан Дюнан (Jean Dunand)

На выставке 1925 года декоратор оформил красными и серебряными лаковыми панелями интерьер курительной комнаты. В этом интерьере сочетается серебро и красный лак на потолке, скрытые светильники, отполированная черная мебель, белый ковер. Самую большую известность Художнику принесла его работа с лаковыми панелями по технологии японского мастера Сейзо Сугавара (Seizo Sugawara) для тихоокеанского лайнера «Нормандия».

Арман Рато (Armand Albert Rateau)

Арману Рато принадлежит авторство интерьера Мадридского дворца герцогини Альбы, в котором находится знаменитая ванная комната с куполом (1926 год). Во дворце ванна из цельного блока белого мрамора была встроена в чёрно-белый мраморный пол. Стены ванной комнаты отделаны золотым лаком, в них помещались изображения животных, гуляющих посреди роскошной зелени.
В 20-30-е годы прошлого века Арман Рато работал преимущественно над частными интерьерами, оформлял квартиры и особняки знаменитостей и успешных людей. Кутюрье Жанна Ланвин (Jeanne-Marie Lanvin) доверила Рато оформление апартаментов — квартиры в центре Парижа, виллы Vésinet в пригороде, а также салона шляп на улице Faubourg Saint-Honoré 15.

«Упрощение» ар деко

В конце 20-х годов произошло «упрощение» ар деко, сближение с «интернациональным» стилем (функционализмом). В это время в духе ар деко работают такие мастера, как Жан-Мишель Франк (Jean-Michel Frank), Робер Малле-Стивенс (Robert Mallet-Stevens), Пьер Шаро (Pierre Chareau). Американские декораторы избегали очевидной экстравагантности интерьеров, любили сопоставлять породы дерева. С конца 20-х годов в стиле ар деко построены большие репрезентативные здания крупных американских фирм — небоскрёбы в стальном каркасе. Городами ар деко можно назвать Нью-Йорк и Майами.
Ар деко в Чикаго
Интерьер небоскреба The Chicago Board of Trade Building в Чикаго. Проектирование и реализация Holabird & Root. 1930.
ар деко небоскреба в Чикаго
Интерьер небоскреба The Chicago Board of Trade Building в Чикаго. Проектирование и реализация Holabird & Root. 1930.
«Chrysler Building» (1927-1930, William Van Allen) становится «иконой» архитектуры в стиле ар деко. Вершина этого здания «коронована» стальным шпилем (который становится стилизованным мотивом «sunburst») и декорирована стальными горгульями (элемент готической архитектуры). Chrysler Building одно из первых зданий в мире, для внешнего оформления которого так интенсивно используется металл.
Chrysler Building ар деко
Chrysler Building и другие небоскребы Нью Йорка
ар деко небоскреба в Чикаго
Chrysler Building и другие небоскребы Нью Йорка
Появление океанских лайнеров стало еще одним уникальным феноменом ХХ века (30-е годы). Кроме внешней эстетики, особое значение имели интерьеры, которые создавались под стать лучшим отелям мира. Легендами ар деко стали лайнеры «Normandie» (1932) и «Queen Mary» (1935). Роскошные отели всего мира начали «подражать» интерьерам лайнера «Normandie».
Гостиная особняка Жака Дусе
Лестница особняка Жака Дусе
Гостиная особняка Жака Дусе (Jacgues Doucets). Проектирование Pierre Legrain.
Лестница особняка Жака Дусе (Jacgues Doucets). Проектирование Pierre Legrain. 1929.
ар деко небоскреба в Чикаго
Гостиная особняка Жака Дусе (Jacgues Doucets). Проектирование Pierre Legrain.

Ар деко Великобритании

В отличие от кричащий яркости американской версии ар деко, ар деко Великобритании сдержан. Ступенчатое обрамление над входом в библиотеку Школы искусств в Глазго (Glasgow School of Art), симметричный ступенчатый узор декора деревянных диванов Чарльза Ренни Макинтоша — первые примеры ар деко Великобритании. Мебельные проекты мастерских «Омега» ( 1913-1920) годов Роджера Фрая (Roger Fry) — пример существования ар деко Великобритании еще до двадцатых годов XX века.
Дверь ар деко
основание светильника ар деко
Макет дверного портала школы искусств в Глазко. Архитектор Ч. Р. Макинтош. 1896.
Основания настольных деревянных светильников, раскрашенных вручную. Дизайн основоположника мастерской Omega — Roger Fry. Англия. 1913.

Ар деко сегодня

Ар деко создает стильное и статусное пространство для комфортной жизни и работы человека. Стиль втягивает в себя все популярное, модное, при этом основывается на структуре ар деко 20-30 годов.
Школа ар деко
Декор ар деко для Samsung
Обновленная общеобразовательная школа Tonstad для детей с 6 до 16 лет (с 1 по 10 класс). Муниципалитет Сирдал, Норвегия. 2011 год.
Декор в стиле ар деко, организованный агентством Pool для бренда Samsung.
ар деко Чикаго
Декор в стиле ар деко, организованный агентством Pool для бренда Samsung. 2018.
Для стиля характерны: высокий бюджет, обилие арт-объектов и мелкой пластики, упрощение архитектурных элементов, дорогие и сложные фактуры, сложные цвета.
Ар деко гостинная
Интерьер гостинной. Проектирование KARE Design. 2017.
ар деко гостинная
Интерьер гостинной. Проектирование KARE Design. 2017.

Цвет

Цветовая концепция интерьеров ар деко строится на контрастах. Характерная цветовая гамма — белый с черным (образ клавиш рояля), золотой и золотисто-коричневый — и сверкающие яркие вкрапления красного, зеленого, синего, а также элементы из золота или стали.
Отель Netherland Plaza
Отель Netherland Plaza в стиле французского ар деко. Цинциннати. CША. 1931.
Отель Netherland Plaza в стиле французского ар деко
Отель Netherland Plaza в стиле французского ар деко. Цинциннати. CША. 1931.

Освещение

Осветительные приборы ар деко элегантны, стильны. Сделаны из стекла и хрома, хром был относительно новым материалом, когда возник стиль. Так же в осветительных приборах ар деко используется металл (медь, латунь, сталь, бронза) и хрусталь. Светильники геометричны, граненых, кристаллических форм, с силуэтами в виде многогранников.

Отделочные материалы

Для стиля характерен контраст сверкающей поверхности полированного металла, стекла и изысканная фактура редких пород камня или дерева. Блестящая сталь спокойно чувствует себя рядом с тёмным деревом, благородным камнем или латунью. В интерьерах ар деко много натуральной кожи. Ар деко акцентирует внимание на дорогих фактурах и следует симметрии.
Ванная комната герцогини Альбы
Ванная комната герцогини Альбы во дворце Palacio de Liria. Художник Альбер Рато (Albert Rateau). 1925
Ванная комната герцогини Альбы
Ванная комната герцогини Альбы во дворце Palacio de Liria. Дизайнер Альбер Рато (Albert Rateau). 1925

Мебель

Для изготовления предметов мебели используются: эбеновое дерево, панцирь черепахи и кожи рептилий, инкрустации слоновой костью, комбинации зеркальных, стеклянных и хромированных поверхностей. Уникальные природные фактуры макассар, палисандра, зебрано — добавляют в дизайне интерьера графику. Мебель украшена инкрустацией или орнаментом из треугольников, прямых линий, зигзагов, декоративными элементами в виде солнц.
Мебель ар деко крупномасштабная. Для стиля типичны уютные массивные диваны и кресла в форме бочонков. Комоды, буфеты, тумбы, витрины, бары для коктейлей округлых форм. Спинки кресел, диванов и стульев часто трапециевидные. Подлокотники кресел составляют единую изогнутую линию с передними ножками, декорируются вставками из меди и бронзы. Так же для стиля характерны высокие спинки и изголовья.
Кровать шпон макасского эбенового дерева
Стулья Арман Альберт Рато
Кровать. Шпон макасского эбенового дерева. Арман Альберт Рато (Armand Albert Rateau). 1924 год.
Стулья. Арман Альберт Рато (Armand Albert Rateau). CIRCA 1928 год.
Диван для Жака Дусе ар деко
Диван, спроектированный Марселем Кэдером (Marcel Coard) для великого кутюрье Жака Дусе (Jacques Doucet) около 1925 года. Вверху: текстиль "Fire" Ивонны Кларинваль (Yvonne Clarinval). Фото с выставки "The Jazz Age: American Style in the 1920s". 1925 год.
Кровать Арман Рато ар деко
Кровать. Шпон макасского эбенового дерева. Арман Альберт Рато (Armand Albert Rateau). 1924 год.
Диван для Жака Дусе ар деко
Диван, спроектированный Марселем Кэдером (Marcel Coard) для великого кутюрье Жака Дусе (Jacques Doucet) около 1925 года. Вверху: текстиль "Fire" Ивонны Кларинваль (Yvonne Clarinval). Фото с выставки "The Jazz Age: American Style in the 1920s". 1925 год.
Обилие зеркал в интерьере — важный атрибут ар деко. Зеркала в форме солнца, лучей или ступенчатых трапеций (стилизованный мотив «sunburst», встречается в ар деко повсеместно).
Зеркало «sunburst» ар деко
Зеркало и консоль ар деко
Зеркало с мотивом «sunburst». 1950-е года.
Зеркало и консоль на выставке «The Jazz Age: American Style in the 1920s». Купер Хьюит Смитсониан Десайн Музеум (Cooper Hewitt, Smithsonian Design Museum's). 2017 год.
Диван для Жака Дусе ар деко
Зеркало с мотивом «sunburst».1950-е года.
Зеркало и консоль ар деко
Зеркало и консоль на выставке «The Jazz Age: American Style in the 1920s». Купер Хьюит Смитсониан Десайн Музеум (Cooper Hewitt, Smithsonian Design Museum's). 2017 год.

Графика

В ар деко используются графические элементы из греко-римского классицизма, элементы культуры Ацтеков Мексики, Вавилона, Ассирии, Древнего Египта, африканского искусства.
текстиль Thomas Lamb ар деко
Деталь кованной двери Эдгара Брандта
Деталь льняного текстиля, разработанная Томасом Лэмбом (Thomas Lamb), изготовленная компанией DuPont Rayon Company. Фотография с выставки «The Jazz Age: American Style in the 1920s. Нью Йорк.» 1925 год.
Деталь двери, спроектированной Эдгаром Брандтом (Edgar Brandt), вдохновленной персидскими рукописями. Фотография с выставки «The Jazz Age: American Style in the 1920s. Нью Йорк.») 1923 год.
Диван для Жака Дусе ар деко
Деталь льняного текстиля, разработанная Томасом Лэмбом (Thomas Lamb), изготовленная компанией DuPont Rayon Company. Фотография с выставки «The Jazz Age: American Style in the 1920s. Нью Йорк.» 1925 год.
Диван для Жака Дусе ар деко
Деталь двери, спроектированной Эдгаром Брандтом (Edgar Brandt), вдохновленной персидскими рукописями. (Фотография с выставки «The Jazz Age: American Style in the 1920s. Нью Йорк.») 1923 год.
Так же декораторы 1920-х годов вдохновлялись формами зиккурата — многоступенчатыми сооружениями, типичными для шумерской, ассирийской и вавилонской архитектуры. Прием обрамления поверхностей в интерьере позволил добиться четкости контуров, подчеркнуть геометричность ар деко. В оформлении стен, перегородок и других интерьерных объектов угадываются силуэты небоскребов.
Столовая дизайна René Lalique
Столовая дизайна René Lalique в павильоне Sèvres. Париж. Международная выставка декоративно-прикладного искусства. 1925 год.
Столовая дизайна René Lalique ар деко
Столовая дизайна René Lalique в павильоне Sèvres. Париж. Международная выставка декоративно-прикладного искусства. 1925 год.
Чрезвычайно популярны геометрические орнаменты из зигзагов, шести-, восьмиугольников, овалов и кругов, треугольников и ромбов. Художники а деко развивали тему технического прогресса и спорта. Ритмы джаза, мотив клавиш рояля («черное-белое») — также становятся ключевой особенностью атмосферы ар деко. Изображение фонтана — еще один лейтмотив стиля.
Кубистский мебельный гарнитур Пьер Легран
Декоративный экран архитектора Donald Deskey
Кубистский мебельный гарнитур Пьер Легран (Pierre Legrain). 1930-е года.
Декоративный экран архитектора Donald Deskey. 1928 год.
Кубистский мебельный гарнитур Пьер Легран ар деко
Кубистский мебельный гарнитур Пьер Легран (Pierre Legrain). 1930-е года.
Декоративный экран архитектора Donald Deskey ар деко
Декоративный экран архитектора Donald Deskey. 1928 год.

Декор

Особое место в интерьере ар деко занимают скульптуры кабинетного формата, изысканные статуэтки героев античности, танцовщиков, спортсменов, а так же диких животных. Анимализм в ар деко выражен и в использовании шкур диких животных, кожи рептилий.
Накладной светильник Arabian Pearls W2. Производитель Ilfari. Нидерланды. 2014.
«Актеон» Пола Говарда Маншипа
Perpetual Calendar Армана Рато
Скульптура ар деко 1930-е
Скульптура ар деко. Керамика. 1930 год.
«Актеон» («Actaeon»). Пол Говард Маншип. (Paul Howard Manship).
«Perpetual Calendar». Арман-Альберт Рато (Armand Albert Rateau). Франция. 1930-е года.
Керамическая статуэтка ар деко
Керамическая статуэтка ар деко. 1930 год.
Керамическая статуэтка ар деко Арман-Альберт Рато
«Perpetual Calendar». Арман-Альберт Рато (Armand Albert Rateau). Франция. 1930-е года.

Стены интерьера в стиле ар деко украшены фотографией, живописью, постерами, акварелями, панно из металла и ценных пород дерева. Живопись и графика художников ХХ и ХХI веков авангардных течений гармоничны стилю. Античные вазы, изысканные арт-объекты, аксессуары вычурных форм также становятся неотъемлемым атрибутом стиля. Нередко в интерьере ар деко можно увидеть аутентичные аксессуары: африканские маски, статуэтки, вазы, текстиль с этническими орнаментами и другие ремесленные изделия.
Интерьер фильма в стиле ар деко
Ресторан 1 класса лайнера «Нормандия»
Интерьер фильма в стиле ар деко. 1931 год.
Ресторан трансатлантического лайнера «Нормандия». Художники оформители Рене Лалик (Lalique), Жан Дюнан (Jean Dunant). 1934 год.
Интерьер фильма в стиле ар деко 1931 год
Интерьер фильма в стиле ар деко. 1931 год.

Ресторан трансатлантического лайнера «Нормандия»
Ресторан трансатлантического лайнера «Нормандия». Художники оформители Рене Лалик (Lalique), Жан Дюнан (Jean Dunant). 1934 год.

Стиль ар деко создан для тех, кто готов на смелые открытия и решения в интерьере. Дом в стиле ар деко будет наполнен элементами мировой культуры, роскошью и комфортом.

Расскажите друзьям

ДРУГИЕ СТИЛИ
ДРУГИЕ СТИЛИ