Классика берет начало Древней Греции (конец III-II тыс. до н. э. — 150-30 года до н. э.). Для древних греков визуальный эффект и внешняя гармония жилой среды были столь же важны, как и эргономика. В современной классике так же одинаково важны как функциональность, так и гармония пропорций в пространстве.
Храм Ники Аптерос, выполненный из мрамора. Храм посвящён Афине-Нике. Постройка представляет собой амфипростиль с двумя ионическими портиками по 4 колонны. Стилобат — три ступени. На непрерывном фризе изображались эпизоды Греко-персидских войн и боги — Афина, Посейдон и Зевс. Внутри стояла статуя Афины, держащая в одной руке шлем, в другой — гранат — символ победоносного мира. Афины. Храм построен Калликратом в 427—424 годах до н. э.
Храм Ники Аптерос, выполненный из мрамора. Храм посвящён Афине-Нике. Храм построен Калликратом в 427—424 годах до н. э.
«Первое, что определяет характер комнаты, — eë размеры. Второе — предназначение. Третье — интерьер, который в гармонии с архитектурным решением, призван исправить недостатки, подчеркнуть достоинства и создать некую иллюзию», - так говорил миланский архитектор Ренцо Монджардино (Renzo (Lorenzo) Mongiardino). Маэстро создавал интерьеры в духе классических итальянских Палаццо. Секрет их элегантности заключается в эстетическом единстве архитектуры, декора и мебели.
Главный салон в доме Mondadori Zanussi. Панели с растительным орнаментом на черном фоне выполнены в технике scagliola. Архитектор Ренцо Монджардино. Милан. 1987.
Салон Дома Setton в Париже. Архитектор Ренцо Монджардино.
Салон Дома Setton в Париже. Архитектор Ренцо Монджардино.
Главный салон в доме Mondadori Zanussi. Панели с растительным орнаментом на черном фоне выполнены в технике scagliola. Архитектор Ренцо Монджардино. Милан. 1987.
Классическая планировка
Дома французской буржуазии XVII-XVIII веков представляли собой анфиладу комнат, ведущих одна в другую, перегороженных французскими окнами, с функцией двери. Планировка таких домов, а позднее квартир конца XIX века, спроектированных в духе Османа, очевидно, повлияла на конструкцию французских окон: они, как и двери, открываются вовнутрь, впуская красоту природы из вне.
Фото из книги «Историческое руководство по французским интерьерам, мебели, украшениям, деревянным изделиям и смежным искусствам в течение последней половины семнадцатого века, всего восемнадцатого века и более ранней части девятнадцатого». 1900.
Фото из книги «Историческое руководство по французским интерьерам, мебели, украшениям, деревянным изделиям и смежным искусствам в течение последней половины семнадцатого века, всего восемнадцатого века и более ранней части девятнадцатого». 1900.
Сочетание стилей в интерьере современной классики
Интерьер только выиграет, если в нем сочетаются чистовые отделочные материалы, декор и мебель разных эпох и стилей. Например, в классической оболочке комнаты можно расположить антикварную мебель XIX века и модерновую 50-х годов XX века.
Спальня в парижских апартаментах. Проектирование Achille Salvagni Atelier. Франция. 2017.
Спальня в парижских апартаментах. Проектирование Achille Salvagni Atelier. Франция. 2017.
Французский ампир
Французский ампир — базовый стиль, из которого берет свое начало стиль современной классики. Роскошь французского ампира пришлась по вкусу британцам, которые во времена английского Регентства, охотно его восприняли. Кое-что англичане подчеркнули из культуры Древнего Рима, а следовательно (учитывая преемственность традиций) из культуры Древнего Египта и античной Эллады. Дорический и ионический ордера стали обязательными элементами архитектуры и мебельного дизайна классического английского стиля. Стулья в форме klismos, лакированное розовое и чёрное дерево, мраморные бронзовые бюсты и статуи античных героев — всё это заняло прочное место в английской культуре.
Голубая гостиная дома Dumfries House. Проектирование Роберт Адам (Robert Adam). Англия. 1754.
Голубая гостиная дома Dumfries House. Проектирование Роберт Адам (Robert Adam). Англия. 1754.
Французский ампир затронул также Германию (стиль бидермайер) и Америку (работы дизайнера мебели Дункана Фифа (Duncan Phyfe)). В царской России ампир возник в первой трети XIX века.
Одна из спален Шато де Фонтенбло (Chateau Fontainebleau). Архитекторы Шарль Персье (Charles Percier) и Франсуа Фонтен (Pierre Fontaine). Франция. Около 1810.
Одна из спален Шато де Фонтенбло (Chateau Fontainebleau). Архитекторы Шарль Персье (Charles Percier) и Франсуа Фонтен (Pierre Fontaine). Франция. Около 1810.
Палладианский стиль
Андреа Палладио (Andrea Palladio) одним из первых привил западноевропейским зодчим любовь к симметрии и гармонии. Палладио вдохновлялся древнеримской античной архитектурой.
Античный римский театр Мериды. Архитекторы Шарль Построен в античном городе Эрмира Аугуста, столице провинции Лузитания, в 16-15 гг. до н. э. Испания.
Античный римский театр Мериды. Архитекторы Шарль Построен в античном городе Эрмира Аугуста, столице провинции Лузитания, в 16-15 гг. до н. э. Испания.
Поначалу работы Андреа Палладио напоминали создания архитектора Донато д'Анжело Браманте (1444-1514), творившего в эпоху расцвета Высокого Возрождения. Позже архитектор черпал вдохновение в произведениях Микеланджело и современников — приверженцев маньеризма. В 1549 году в Винченце на севере Италии Андреа Палладио построил Базилику, много дворцов и Олимпийский театр, смоделированный в духе античных театров.
Олимпийский театр (Teatro Olimpico). Архитектор Андреа Палладио. Vicenza. Италия. 1580.
Олимпийский театр (Teatro Olimpico). Архитектор Андреа Палладио. Vicenza. Италия. 1580.
Вилла «Ротонда» (или Капра), построенная около 1550 года близ Виченцы — вершина творчества архитектора. Портик главного входа в виллу повторяется и по другим трем сторонам здания. Такая симметричность в сочетании с простыми математически рассчитанными пропорциями — главное достоинство памятника архитектуры.
Вилла Ротонда. Архитектор Андреа Палладио. Виченца. Италия. 1566-1585.
Вилла Ротонда. Архитектор Андреа Палладио. Vicenza. Италия. 1566-1585.
После выхода в 1570 году трактата Палладио «Четыре книги об архитектуре», возник палладианский стиль в архитектуре. Для него характерны строгая симметричность, монументальность и академизм в использовании классических форм. Причём это направление прижилось не только в Италии. Палладианской принято считать английскую архитектуру XVIII века. Английская архитектура данного периода унаследовала традиции как Палладио, так и Иниго Джонса (Inigo Jones) (1573-1651), построившего в Англии немало зданий эпохи расцвета Высокого Возрождения. И по сей день в сельской Британии можно увидеть величественные палладианские вилы.
Уилтон-хаус (Wilton House) — уилтширское поместье графоф Пембруков. В 1630 году архитектор Иниго Джонс сделал перепланировку устаревшего замка VIII века в палладианском стиле.
Уилтон-хаус (Wilton House) — уилтширское поместье графоф Пембруков. В 1630 году архитектор Иниго Джонс сделал перепланировку устаревшего замка VIII века в палладианском стиле.
Два взгляда на архитектуру XX века
Влиятельный представитель модернизма в архитектуре, уроженец Швейцарии Шарль Эдуард Жаннере (Charles Edouard Jeanneret-Gris) (Ле Корбюзье (Le Corbusier)), строил «машины для жизни», а героями эпохи считал инженеров. Элиэль Сааринен (Gottlieb Eliel Saarinen), первый президент Крэнбуркской академии считал, что дом — произведение искусства и всё в нём должно доставлять эстетическое наслаждение — от картин, развешанных на стенах, до ювелирных изделий, украшающих обитателей дома.
Вилла Савой. Архитектор Ле Корбюзье. Франция. 1929-1931.
С 1930 по 1950 год Saarinen House служил домом и студией финско-американского дизайнера Элиэля Сааринена. Cranbrook Art Museum. Woodward Ave, Bloomfield Hills, MI 48304, США.
Вилла Савой. Архитектор Ле Корбюзье. Франция. 1929-1931.
С 1930 по 1950 год Saarinen House служил домом и студией финско-американского дизайнера Элиэля Сааринена. Cranbrook Art Museum. Woodward Ave, Bloomfield Hills, MI 48304, США.
Планировка современной классики
Главное требование к элегантности для интерьера в стиле современной классики — ритм зрительного ряда, сбалансированное и гармоничное сочетание элементов. При перепланировке дома дизайнер исходит из особенностей личности и каждодневных потребностей проживающих здесь людей. Однако со временем образ жизни, вкусы и жизненные ситуации обитателей дома могут измениться, тогда возникают новые требования к жилью. Например, семье из 6 человек будет не комфортно в пятидесятиметровом пространстве с открытой планировкой. Правильное архитектурное решение дарит человеку свободу перемещения в пространстве.
Номер отеля Proper Hotel. Благодаря обилию естественного света и мебели, расположенной по функциональным зонам, пространство не загромождено. Декоратор Келли Уирстлер (Kelly Wearstler). США. Сан-Франциско. 2017.
Номер отеля Proper Hotel. Благодаря обилию естественного света и мебели, расположенной по функциональным зонам, пространство не загромождено. Декоратор Келли Уирстлер (Kelly Wearstler). США. Сан-Франциско. 2017.
Композиция в интерьере современной классики
«Пропорции — самое главное. Без них нет гармонии и симметричности» — так писал ещё в 1751 году знаток архитектуры Роберт Моррис.
Интерьер сродни натюрморту, наверное, в совершенстве композиции. В одежде, изобразительном искусстве и интерьерах включение или исключение отдельных деталей может нарушить общую гармонию или свести на нет тщательно продуманную композицию.
Симметричная композиция в гостинной. Проектирование Майкл Смит (Michael S. Smith Inc).
Симметричная композиция в гостинной. Проектирование Майкл Смит (Michael S. Smith Inc).
Мебель
В Древней Греции и Риме ножки мебели часто имитировали лапы животных и птиц с копытами или когтями. Так называемые diphros — стулья на четырёх ножках изогнутой формы (древнеримское изобретение) — часто изготавливали из бронзы, с ножками, украшенными волютами. С древних времен декоративные ножки мебели стали неотъемлемым элементом классических, а затем и неоклассических интерьеров. Стулья Klimos, распостраненные в Древней Греции и Риме, в трансформированном виде перекочевали в современость. Классицизм пережил века и до сих пор вдохновляет дизайнеров.
Современный вариант стула Diphros (Diphros Okladias stool). Производитель Saridis of Athens. Греция. 1963.
Черный лакированный стул Klismos с латунными вставками. Designed By T.H. Robsjohn-Gibbings Manufactured By Saridis Of Athens. Около 1810.
Черный лакированный стул Klismos с латунными вставками. Designed By T.H. Robsjohn-Gibbings Manufactured By Saridis Of Athens. Около 1810.
Современный вариант стула Diphros (Diphros Okladias stool). Производитель Saridis of Athens. Греция. 1963.
Столы — низкие деревянные — делали ещё в Древнем Египте. В Древнем Риме они стали выше. В средние века появились круглые столы.
Кровати с ножками начали делать в XIV веке. Их непременно снабжали деревянным изголовьем и двумя подставками для ног.
Мастера краснодеревщики эпохи Директории (Le style Directoire 1795–1799) (этот стиль формировался под влиянием стиля эпохи Людовика XVI) четко уловили тенденцию к упрощению. При изготовлении мебели они отказались от излишнего декора, использовали мотивы помпеянского стиля, древне-египетского искусства и создали свой классицизм. Среди новых форм мебели получают распространение треножники и имитации сидений, запечатлённых в древне-греческой вазописи. Входит в моду полосатая обивка мебели и стен (штоф). В оформлении интерьеров господствуют аскетичные сочетания белого, серого и других приглушённых цветов. В области моды возникают платья-туники в «греческом стиле» с высоким поясом и даже прозрачные одежды — у женщин.
Мебельный гарнитур эпохи Директории. Автор Франсуа Оноре Жакоб (François Honoré Georges Jacob Desmalter). Франция. Конец XVII начало XVIII века.
Мебельный гарнитур эпохи Директории. Автор Франсуа Оноре Жакоб (François Honoré Georges Jacob Desmalter). Франция. Конец XVII начало XVIII века.
Двери
Когда-то двери представляли собой вращающуюся конструкцию, как это было в Древнем Египте, где шкворня (стержни) крепились в гнездах верхней и нижней точки. Начиная с XII столетия на смену такому крепежу пришли петли. Появились фигурные накладки из кованого чугуна и прочие элементы декора. В эпоху Позднего Возрождения стали изготавливается филенчатые двери. Архитравы, бордюры и карнизы изначально маскировали стыки и трещины по краям дверных проемов.
Старинная мебель и декор ручной работы в качестве контрастных деталей в современном интерьере спальни. Проектирование Майкл Смит (Michael S. Smith Inc).
Старинная мебель и декор ручной работы в качестве контрастных деталей в современном интерьере спальни. Проектирование Майкл Смит (Michael S. Smith Inc).
Полы
Когда-то двери представляли собой вращающуюся конструкцию, как это было в Древнем Египте, где шкворня (стержни) крепились в гнездах верхней и нижней точки. Начиная с XII столетия на смену такому крепежу пришли петли. Появились фигурные накладки из кованого чугуна и прочие элементы декора. В эпоху Позднего Возрождения стали изготавливается филенчатые двери.
Элементы неоклассицизма и современного искусства в нью-йоркской квартире. Дизайн Александр Доэрти (Alexander Doherty). Нью-Йорк. 2017.
Элементы неоклассицизма и современного искусства в нью-йоркской квартире. Дизайн Александр Доэрти (Alexander Doherty). Нью-Йорк. 2017.
Камины
Центральное место в интерьере комнаты в классических интерьерах занимал камин — подобие семейного алтаря. В конце 1950 годов место камина занял телевизор. В XXI веке камин вновь обрел прежнюю популярность.
Лучшие камины — старинные. Дорогостоящие камины сделаны из мрамора — белого или с прожилками, иногда из порфира. Так же камины облицовывают известняком, сланцем, гранитом, песчаником или скальолой — смесью гипса и клея, имитирующего мрамор и гранит. Элегантный камин хорошо смотрится как в классических, так и в модернистских интерьерах.
Гостиная с камином. Проектирование Майкл Смит (Michael S. Smith Inc).
Гостиная с камином. Проектирование Майкл Смит (Michael S. Smith Inc).
Декор
Уже в XVI столетии в римских Палаццо находились богатейшие коллекции скульптур. Истинный размах коллекционирование классического антиквариата приобрело к концу XVII века. В XXI веке основная часть древних статуй, колонн, обелисков, керамических изделий и картин хранится в музеях. "Классические" произведения частных коллекций — преимущественно копии периода неоклассицизма.
Копия «Давида» Микеланджело в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. United Kingdom. 2015.
Копия «Давида» Микеланджело в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. United Kingdom. 2015.
До середины XVIII века неотъемлемый элемент строительных конструкций здания классического стиля— внутренние пилястры, выступы, карнизы, декоративного и конструктивного значения. Начиная с середины XVIII столетия функциональное значение этих элементов пошло на убыль — их стали делать из гипса и папье-маше.
Лучшая дизайнерская мебель и современное искусство в гостинной парижской квартиры. Проектирование Пьер Йованович (Pierre Yovanovitch Architecture d'intérieur).
Лучшая дизайнерская мебель и современное искусство в гостинной парижской квартиры. Проектирование Пьер Йованович (Pierre Yovanovitch Architecture d'intérieur).
Классический интерьер подобен маленькому черному платью от Dior.