Поп-арт (английский pop-art, popular art) — возник в изобразительном искусстве США и Великобритании, как реакция на абстрактный экспрессионизм в 1950-1960 годов, который сторонники поп-арта считали слишком сложным и элитарным. Сторонники поп-арта отдавали предпочтение объектам из повседневной жизни, например, изображение супов «Кемпбелл» Энди Уорхола (Andy Warhol) и коммиксы Роя Лихтенштейна (Roy Lichtenstein), где лица персонажей напоминают героев мультфильмов, нарисованные яркими флуоресцирующими красками. Стиль высмеивает культуру и продукты общества потребления. Для поп-арта типично сериграфии (станковый способ трафаретной печати). Сторонники поп-арта отрицали модерн и его ценности заменяя их своими — разнообразием, весельем, бунтарством, создавая недолговечные одноразовые вещи.
Картина Роя Лихтенштейна «О, ладно» выглядит как увеличенный комикс. 1964.
«Джоконда XX века» Мерилин Монро Энди Уорхола. США. 1963.
Картина Роя Лихтенштейна «О, ладно» выглядит как увеличенный комикс. 1964.
«Джоконда XX века» Мерилин Монро Энди Уорхола. США. 1963.
Вдохновленные «Низким искусством» художники Энди Уорхол и Девид Хокинг (David Hockney), перенесли ценности масс культуры в дизайн интерьеров, обоев, настенную и плакатную живопись, открывая для себя новый мир, полный веселья и свободы. Искусство создания интерьера в стиле поп-арт впитало в себя цветовой и фактурный контраст попартовских полотен.
Прибытие весны в Еркшир (The Arrival of Spring in Woldgate). Масло на 32 холстах. Художник David Hockney.
Прибытие весны в Еркшир (The Arrival of Spring in Woldgate). Масло на 32 холстах. Художник David Hockney.
К середине 1960-х дизайнеры США и Великобритании занялись производством недолговечных, одноразовых вещей. Излюбленным материалом стал пластик, изделия из которого — ярких цветов и броских форм пришлись по вкусу молодежи. Упор делался на массовое потребление, а не на производство дорогих долговечных вещей. Черпая вдохновение от ар-нуво и ар деко до футуризма, сюрреализма, китча, психоделического и космического стилей сторонники поп-арта оказали огромное влияние на мир искусства и дизайна. В начале 1970-х годов в обществе возникла необходимость в рациональном подходе к дизайну и поп-арт уступил место тенденции к возрождению ремесел.
Цветовая гамма
В цветовой гамме преобладают яркие контрастные цвета. Цвета стиля «красной губной помады», «мокрого асфальта» и «калифорнийской волны» перекочевали из бунтарских шестидесятых в сегодняшние поп-артовские интерьеры. Светлое галерейное окружение — фон для мебели флуоресцентных расцветок, аксессуаров, коллажей и картин, а яркие стены — для нейтрального мебельного окружения и декора.
Культовый шоурум дизайнерской мебели, аксессуаров и тканей Marion Hall Best. Владелица шоурумов Марион утверждала, что «нежные, мягкие цвета подрывают энергию и ум». Напротив, «яркие ясные цвета бросают вызов разуму». Австралия. Woollahra. 1968.
Авангардный яркий поп-артовский интерьер шоурума Marion Hall Best. Австралия. Woollahra. 1968.
Культовый шоурум дизайнерской мебели, аксессуаров итканей MarionHallBest. Владелица шоурумов Марион утверждала, что «нежные, мягкие цвета подрывают энергию и ум». Напротив, «яркие ясные цвета бросают вызов разуму». Австралия. Woollahra. 1968.
Авангардный яркий поп-артовский интерьер шоурума Marion Hall Best. Австралия. Woollahra. 1968.
Интерьеры Вернера Пантона
Яркий, разноцветный, наполненный светом интерьер влучах утреннего, дневного ивечернего света настроит на позитивный лад. Для датчанина Вернера Пантона (Verner Panton) эмоциональная составляющая была не менее важна, чем функциональная. Пантон привнёс в датскую школу дизайна очень важную идею: эмоции — это часть функции.
Вернер Пантон был уверен, что истинная красота мебели — в симбиозе формы и цвета. РесторанВарна. Орхус. 1971.
Вернер Пантон былуверен, что истинная красота мебели — всимбиозе формы и цвета. РесторанВарна. Орхус. 1971.
Инсталляции Visiona, созданные Пантоном в 1968 и 1970 годах для химического концерна Bayer, представляли собой концептуальные проекты, исследовавшие новые принципы жилой среды. Вернер Пантон был уверен, что истинная красота мебели — в симбиозе формы и цвета.
В проекте Visiona нет четкого разделения между мебелью и самими комнатами. Новое пространство — радикальное видение интерьера XX века. Проектирование Вернер Пантон. 1971. (Сегодня интерьер восстановлен в the Vitra Design Museum Gallery).
В проекте Visiona нет четкого разделения между мебелью и самими комнатами. Новое пространство — радикальное видение интерьера XX века. Проектирование Вернер Пантон. 1971. (Сегодня интерьер восстановлен в the Vitra Design Museum Gallery).
Освещение
Осветительные приборы эклетичного попартовского интерьера могут быть и в современном стиле, а могут в ретро дизайне шестидесятых. Дизайнеские светильнники необычных форм и расцветок дополнят художественную задумку декоратора. Основное интерьерное освещение мягкое и комфортное, при этом достаточное для отдыха или общения. Каждая функциональная зона оснащена отдельным источником света. Атмосферное освещение создается за счет цветных регулируемых светодиодов и направленного света. Световой сценарий проектируется на регулирование уровня освещенности в любое время суток. Материалы для изготовления осветительных приборов: металл, стекло, дерево, пластик, перламутр и бумага.
Смелый и жизнерадостный дизайн Карима Рашида вестибюля гостинечного бренда «Prizeotel». Ганновер. Германия. 2015.
В химической промышленности шестидесятых появились прочные пластмассы и полипропилен, легко поддающиеся формовке и позволяющие создавать предметы необычных, обтекаемых форм. Мебельное производство восприняло новые материалы на ура: рынок тотчас наводнили эргономичные полукруглые кресла, странного вида столики и космические светильники.
Оригинальное кресло Ээро Арнио (Eero Arnio) Bubble, расположенное на многоуровневом терраццо, занимает центральное место в композиции интерьера кафе «Будапешт». Проектирование Biasol. Архитектор Jean-Pierre Biasol. Chengdu. China's Sichuan province. 2017.
Оригинальное кресло Ээро Арнио (Eero Arnio) Bubble, расположенное на многоуровневом терраццо, занимает центральное место в композиции интерьера кафе «Будапешт». Проектирование Biasol. Архитектор Jean-Pierre Biasol. Chengdu. China's Sichuan province. 2017.
Благодаря удешевлению материалов образцы мебельной промышленности и декора стали доступны каждому. В интерьерах поп-арт новинки мебельной индустрии заняли почетное место. Появились диваны с искусственной кожей, кресла с синтетическими чехлами, стулья из пластика, картона и даже бумажная одежда. В это время в домах еще не успели появиться громоздкие мебельные стенки и готовые гарнитуры. Мягкая мебель отличалась разнообразием форм: от плавных и обтекаемых силуэтов до четких геометрических линий. Появился новый тип мягкой мебели — габаритные, округлые диваны, из которых можно составить большие диванные зоны.
Museum of Art & Design. Зал Вернера Пантона. Копенгаген. Дания.
Museum of Art & Design. Зал Вернера Пантона. Копенгаген. Дания.
Когда-то революционные образцы мебельной промышленности и декора 50-60 годов сегодня приобрели статус классики дизайна. Многие модели выпускаются до сих пор или возвращаются спустя несколько десятилетий в первоначальном или модернизированном виде. Образцы мебельной промышленности недолгой эпохи поп-арта — яркое дополнение интерьеров проектируемых сегодня.
Культовая дизайнерская мебель шестидесятых:
Создавая мягкое чашевидное кресло Bowl Chair Лина Бо Барди (Lina Bo Bardi) ввела моду на округлые формы предметов интерьера. 1951.
Кресло Чарльза и Рэй Имз (Charles & Ray Eames) Lounge Chair из формованной фанеры с отделкой шпоном и кожаной обивкой. 1956.
Вешалка Hang It All дизайнеров Чарльза и Рэй Имс (Eames) с разноцветными шариками из дерева с глянцевым покрытием. 1953.
Стулья и стол 1968 года Tulip (Тюльпан) Ээро Сааринена (Eero Saarinen) в ресторане Circus. Проектирование Tom Dixon. Лондон. Великобритания. Photographer: Leon Chew. 1958.
Кресло Egg в форме яйца Арне Якобсона (Arne Jacobsen). 1958.
Кресло CUBO из мягких параллепипедов братьев Кастильони (Castiglioni). 1958.
Складной стул из картона Spotty Chair — иллюстрация лозунга шестидесятых: «сегодня использовал, завтра выбросил». Дизайн Питер Мердок. International Paper. Италия. 1963.
Пенополиуретановое кресло UP-5 Гаетано Пеше (Gaetano Pesce), сделанное в форме женщины, «сидящей» по-турецки. 1967.
Настольный светильник Fun дизайна Вернера Пантона. Декоративные диски ручной работы изготовлены из перламутровых раковин. 1964.
Пластиковое кресло Panton Chair Classic Вернера Пантона из единого куска формованного пластика. 1967.
Форма надувного кресла Blow, вдохновленная поп-артом и персонажем Michelin Bibendum, иллюстрирует влияние рекламы на дизайн. Дизайн Ж. де Пас, Д. Д'Урбино, П. Ломацци.1967.
Чашевидное кресло Bow Chair 1951
Создавая мягкое чашевидное кресло Bowl Chair Лина Бо Барди (Lina Bo Bardi) ввела моду на округлые формы предметов интерьера
Вешалка Hang It All 1953
Вешалка Hang It All дизайнеров Чарльза и Рэй Имс (Eames) с разноцветными шариками из дерева с глянцевым покрытием
Кресло Eames Lounge Chair 1956
Кресло Чарльза и Рэй Имз (Charles & Ray Eames) Lounge Chair из формованной фанеры с отделкой шпоном и кожаной обивкой
Люстра Артишок (Artichoke) 1958
Светильник Пола Хэннигсена (Poul Henningsen) Artichoke похожий на абстрактную скульптуру
Стулья и стол Tulip 1958
Стулья и стол Tulip (Тюльпан) Ээро Сааринена (Eero Saarinen)
Стул Cone 1958
Стул Cone Вернера Пантона (Panton Verner)
Кресло Egg 1958
Кресло Egg в форме яйца Арне Якобсона (Arne Jacobsen)
Декоративные диски ручной работы Люстра Fun дизайна Вернера Пантона изготовлены из перламутровых раковин
Кресло Panton Chair Classic 1967
Пластиковое кресло Panton Chair Classic Вернера Пантона из единого куска формованного пластика
Пенополиуретановое кресло UP-5 1967
Пенополиуретановое кресло UP-5 Гаетано Пеше (Gaetano Pesce), сделанное в форме женщины, «сидящей» по- турецки
Надувное кресло Blow 1967
Форма надувного кресла Blow, дизайна Ж. де Пас, Д. Д'Урбино, П. Ломацци, вдохновленная поп-артом и персонажем Michelin Bibendum
Отделочные материалы
В период расцвета поп-арта в отделке жилых и общественных помещений появились новые бюджетные искусственные материалы дляотделки стен, потолка ипола: пластмасса, алюминий, искусственная кожа, линолеум и другие. После триумфального полета Гагарина вкосмос в 1962 году в интерьерах поп-арт появляются сферические, космические, футуристические мотивы. Космическая тема интерьеров оформилась всамостоятельное направление «оптического искусства» или оп-арта (optical art). Стены окрашивались и украшались обоями сритмичным геометрическим, растительным илиполосатым рисунком. Кирпичные стены могли оставаться необработанными.
Яркие поп-артовские акценты, бетонные стены и резиновый пол стоматологической поликлиники Linsenmayer and Merchant в здании бывшего фарфорового завода. Проектирование Jessica Helgerson Interior design. Портленд. США. 2012.
Яркие поп-артовские акценты, бетонные стены ирезиновыйпол стоматологической поликлиники LinsenmayerandMerchant вздании бывшего фарфорового завода. Проектирование Jessica Helgerson Interior design. Портленд. США. 2012.
Декор
В декорировании помещений стиля поп-арт учавствуют пестрый текстиль, стилизованные аксессуары, глянцевые ихромированные поверхности. Посуда и вазы из цветного стекла добавят пространству завораживающих бликов ицветовых акцентов. Интерьер в стиле поп арт можно смело дополнить модными азиатскими изделиями (хиппи 60-70-х годов увлекались культурой востока): марокканскими пуфами, коврами и другими экзотическими аксессуарами.
Деревянные куклы, созданные звездой американского дизайна Александром Жираром для собственного дома в Санта-Фе. Производитель Vitra. 1963.