Название стиля High-tech произошло от английского словосочетания high technology и переводится на русский как «высокие технологии». Стиль возник из конструктивизма 20-30-х годов. Хай-тек — демонстрация безукоризненно выполненных несущих конструкций, часто в сочетании с электронной техникой и стеклом, выполняющим роль вертикального и горизонтального ограждения. Полное отсутствие украшений в хай-теке компенсируется «работой» материала: игрой света на стекле, блеском хромированных и металлических поверхностей.
Идейные и эстетические предпосылки хай-тека— работы архитектора-художника советской России Якова Георгиевича Чернихова (1889–1951). Наследие графика— архитектурные книги-фантазии 1930-х годов с композициями зданий и сооружений, в облике которых гармонично сочетаются несущие стальные конструкции, плоскости ограждений, элементы инженерии и оборудования.
Архитектор Яков Чернихов был уверен, что в новый век графика станет вторым языком цивилизации, и потому необходимо не только знать его, но и свободно владеть им, конструировать и компоновать новые формы. «Архитектурные фантазии. 101 композиция». 1933.
Архитектор Яков Чернихов был уверен, что в новый век графика станет вторым языком цивилизации, и потому необходимо не только знать его, но и свободно владеть им, уметь выражать с его, конструировать и компоновать новые формы. «Архитектурные фантазии. 101 композиция». 1933.
Принцип хай-тека — функциональность с внедрением технологий в среду обитания человека, где элементы индустриальной эстетики переходят в жилое помещение. Ярким примером внедрения технологий в дом человека является Система Умный Дом. Например, с мобильного телефонна можно включить и выключить отопление, вентиляцию и кондиционирование воздуха, регулировать освещение, охранную сигнализацию.
Дом высоких технологий для инженера. Гараж для коллекционных автомобилей хозяина дома. Большая серверная стойка управляет большинством автоматизированных процессов в доме. Проектирование architect Harald Eppler. 2018.
Дом высоких технологий для инженера. Кухня. Сенсорная панель справа управляет системой Gira, которая может регулировать шторы, температуру, воспроизведение мультимедиа, безопасность и многое другое. Проектирование architect Harald Eppler. 2018.
Дом высоких технологий для инженера. Гараж для коллекционных автомобилей хозяина дома. Большая серверная стойка управляет большинством автоматизированных процессов в доме. Проектирование architect Harald Eppler. 2018.
Дом высоких технологий для инженера. Кухня. Сенсорная панель справа управляет системой Gira, которая может регулировать шторы, температуру, воспроизведение мультимедиа, безопасность и многое другое. Проектирование architect Harald Eppler. 2018.
Пионерами хай-тека стали Норман Фостер (Norman Foster) и Ричард Роджерс (Richard Rogers). Архитекторы первыми в мире включили строительные инженерные конструкции в дизайн своих зданий. При создании своих проектов архитекторы хай-тека часто используют источники, которые находятся далеко за пределами строительной индустрии. Например, они применяют разработки дизайнеров авиастроительных и автомобильных компаний, копируют конструкции мостов и промышленных предприятий. Обязательное условие стиля — использование экологичных материалов и энергосберегающих технологий в проектах. Излюбленный металл стиля — алюминий.
Здание-«огурец» Нормана Фостера. В офисе страховой компании Swiss Re спроектирована естественная вентиляция и сады, высаженные внутри здания (40% от всего воздуха). Лондон. 2004.
Радужная палитра цветов помогает ориентироваться пассажирам в терминала №4 мадридского аэропорта Бахарас. Проектирование Ричард Роджерс. 2006.
Здание-«огурец» Нормана Фостера. В офисе страховой компании Swiss Re спроектирована естественная вентиляция и сады, высаженные внутри здания (40% от всего воздуха). Лондон. 2004.
Радужная палитра цветов помогает ориентироваться пассажирам в терминала №4 мадридского аэропорта Бахарас. Проектирование Ричард Роджерс. 2006.
Одним их первых знаменательных явлений хай-тека миру был знаменитый Центр искусств имени Ж. Помпиду на площади Бобур в Париже, построенное в 1972–1979 годах по проекту архитекторов Ренцо Пиано и Ричард Роджерса. Проектируя Центр искусств, авторы, исходя из задачи создания свободного экспозиционного пространства, применили принцип архитектора Мис ван дер Роэ «универсального пространства».
Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду. Проектирование Ричард Роджерс, Ренцо Пьяно, Джанфранко Франчини. Париж. Франция. 1977.
Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду. Проектирование Ричард Роджерс, Ренцо Пьяно, Джанфранко Франчини. Париж. Франция. 1977.
Это строение из стекла, металла и бетона называют «городской машиной» — все трубопроводы вынесены наружу и окрашены в разные цвета в соответствии со своим назначением. Конструктивные узлы, крепеж, всевозможные сочленения и заклепки, обилие стеклянных и металлических деталей являются своеобразным декором. Внутренние пространства здания лишены опор и стационарных стен, все несущие элементы вынесены на улицу. Фасады обнесены стальной решеткой, на них развешены поэтажно пешеходные галереи, помещенные в прозрачных стеклянных туннелях. Диагонально расположенные фасады движутся, создавая динамику фасада. Наружные и внутренние коммуникации, необходимые для эксплуатации здания, превращаются вархитектурные элементы, участвующие в формировании облика всего сооружения.
Интерьер ресторана в Центре Жоржа Помпиду в Париже. www.haaijk.myportfolio.com.
Интерьер ресторана в Центре Жоржа Помпиду в Париже. www.haaijk.myportfolio.com.
Три подземных этажа Центра Помпиду занимают паркинги и вычеслительный центр, 1-й этаж — «Форум» с выставочными антресолями, 2-й и 3-й этажи — Музей современного искусства, 5-й — рестораны, временные экспозиции, открытые террасы.
Интерьеры хай-тек
Для оформления интерьеров в стиле хай-тек применяются конструкции, свойственные промышленным зданиям: металлические каркасы и технические коммуникации. Напоказ выставляются трубы, арматура, воздуховоды, лифты, перемычки, балки, кабели. Функция объекта выставляется напоказ и сама становится элементом дизайна. Игра света настекле, рисунок натуральной древесины, блеск хромированных труб, стержней и металлических полированных поверхностей являются главными композиционными элементами интерьере. Демонстрируются высокие качества пластиков, легких сплавов, новых композитных материалов, цветных блестящих и прозрачных поверхностей. В интерьере хай-тек гармонично сочетаются пространство, свет, простые формы иидеальные пропорции.
Девиз Нормана Фостера: «Как архитектор, я создаю для настоящего, с оглядкой на прошлое для непредсказуемого будущего». Обновленный Рейхстаг. Проектирование Норман Фостер Foster+Partners. 1999.
Девиз Нормана Фостера: «Как архитектор, я создаю для настоящего, с оглядкой на прошлое для непредсказуемого будущего». Обновленный Рейхстаг. Проектирование Норман Фостер Foster+Partners. 1999.
Цветовая гамма
Блеск стекла, матовая фактура бетона, металлические поверхности — палитра дизайна интерьера хай тек. Черный, белый, серые цвета в основе, а цвета первичного и третичного порядка (цветовой круг Иоханнес Иттена (Johannes Itten)): синий, желтый, красный и фиолетовый, оранжевый и зелёный в маленьких дозах. Опираясь на технологическую практику промышленных предприятий маркировать цветом трубопроводы инженерных коммуникаций, хай-тек использует этот прием как стилеобразующий. Инженерные коммуникации в интерьере хай тек выделены цветом.
Интерьер штаб-квартиры страхового агентства «Ллойд» (Lloyd's). Архитектор Ричард Роджерс. Лондон. 1986.
Интерьер штаб-квартиры страхового агентства «Ллойд» (Lloyd's). Архитектор Ричард Роджерс. Лондон. 1986.
Окна
Интерьеры хай-тек просторны, наполнены светом, со множеством окон. Технологические достижения в оконной индустрии, как, например, зеркальное напыление, спасающее стекло окна от перегрева летом и переохлажения зимой гармоничны стилю.
Зал Оперного театра в Теренифе (Испания). Проектирование Сантьяго Калатрава (Santiago Calatrava), Валенсия, Испания. 1991.
Зал Оперного театра в Теренифе (Испания). Проектирование Сантьяго Калатрава (Santiago Calatrava), Валенсия, Испания. 1991.
Мебель
Гладкие и чистые поверхности пола, стен и потолка интерьера хай-тек диктуют особенности дизайна мебели. Стеклянные полки и столы, мебель из прочного пластика, дерева и кожи, металлические и хромированные элементы — обязательный атрибут стиля.
Холл в новом здании исследовательского центра Catalysis в Техническом университете Мюнхена. Проектирование BOSSE OFFENHAUSEN. Германия. 2016.
Конференц-зал в новом здании исследовательского центра Catalysis в Техническом университете Мюнхена. Проектирование BOSSE OFFENHAUSEN. Германия. 2016.
Холл в новом здании исследовательского центра Catalysis в Техническом университете Мюнхена. Проектирование BOSSE OFFENHAUSEN. Германия. 2016.
Концептуальный магазин дизайнерской мебели, предметов декора Groos Concept Store. Нидерланды. 2017. Проектирование MVRDV.
Английский хай-тек
К произведениям английского хай-тека относится система канцелярской мебели «Хомос» Н. Фостера (Norman Foster). Помимо сэра Н. Фостера в Англии, в стиле хай-тек создают Рон Арад (Ron Arad), Джаспер Моррисон (Jasper Morrison), Том Диксон (Tom Dixon).
Кресло Well Tempered Рона Арада (Rоn Arаd). Четыре гибких стальных листа согнуты в дугу и закреплены болтами. Производитель Vitra (не массовое производство).1986.
Стулья Джаспера Моррисона (Jasper Morrison) для мебельного бренда Emeco. В серии «1 дюйм» алюминиевые каркасы каждой конструкции сделаны из переработанных трубок, соответствующей величины. 2018.
Коллекция светильников от Тома Диксона (Tom Dixon). Самый любимый материал дизайнера – металл. Производитель Tom Dixon.
Общий свет, местный, направленный, декоративный — четыре типа освещения стиля хай-тек в интерьере. Для общего освещения подойдут светильники, дающие ровный фоновый свет: потолочная люстра, точечные осветительные приборы и настенные бра, линейное светодиодное освещение. Источники местного освещения: торшеры, лампы, светодиодная подсветка. Для направленного освещения используются трековые и тросовые осветительные приборы, одним словом, мобильные светильники с механизмом регулирования и направления светового потока.
Встроенное трековое освещение, накладные светильники и зеркала магазина очков OPTIC SHOP. Проектирование Original Regional Architecture. Греция. 2017.
Сюрреалистичный интерьер фирменного магазина крупнейшего в Китае производителя очков Bolon. Проектирование PFARRÉ LIGHTING DESIGN. Шанхай. 2015.
Встроенное трековое освещение, накладные светильники и зеркала магазина очков OPTIC SHOP. Проектирование Original Regional Architecture. Греция. 2017.
Сюрреалистичный интерьер фирменного магазина крупнейшего в Китае производителя очков Bolon. Проектирование PFARRÉ LIGHTING DESIGN. Шанхай. 2015.
Декор
Хай-тек — гармоничное сочетание пространства и света, идеальных пропорций, рациональное использование площади и сдержанный декор. В интерьере хай-тек приветствуются зеркала и другие светоотражающие поверхности. В украшении интерьера возможно присутствие графических постеров или авангардных полотен и современных скульптурных объектов. И, конечно, главный элемент декора — электронная и цифровая техника.
Холл общеобразовательной школы. Проектирование wulf architekten. Вайтерштадт. Германия.
Холл общеобразовательной школы. Проектирование wulf architekten. Вайтерштадт. Германия.
Понятие красоты медленно и верно трансформируется. Сегодня стиль «высоких технологий», приобретает все большую популярность, а завтра, не исключено, хай-тек станет нашим стилем жизни.