Возможно, у каждой культуры особые требования к жилищу: американцы стремятся к простору и респектабельности, французы — к изяществу и чувственности, японцы — к эргономичности. Классический английский дом — уютный семейный дом. Английские дома, как правило серые, из натурального камня, в Уэльсе и Корнуолле у домов светлые оштукатуренные фасады. Потемневший от времени красный кирпич так же распространен в Англии. В Англии каждый второй дом старше 100 лет.
Небольшая деревня Стэнтон (Stanton), с сохраненными историческими трехсотлетними домами из камня Котсвелда (Cotswold stone), и известняка. Borough. Gloucestershire. England.
Небольшая деревня Стэнтон (Stanton), с сохраненными историческими трехсотлетними домами из камня Котсвелда (Cotswold stone), и известняка. Borough. Gloucestershire. England.
В классическом английском доме, как минимум, два этажа и мансарда. На первом этаже располагаются гостиная, столовая, кухня, кабинет хозяина и небольшая прихожая. Излюбленные материалы — дерево, текстиль, кожа, камень, керамика. Пол в английском доме покрыт ярким, с длинным ворсом Ковром, или наоборот, индийскими безворсовыми килимами. Стены обиты деревянными панелями и текстильными обоями. В них английский классицизм придерживается строгой полоски, которую уже во времена английского Регентства сменили яркие цветы, а в викторианскую эпоху — экзотичные колониальные орнаменты.
Гостиная английского загородного дома. Дизайн Robert Kime's. England. 2015.
Гостиная английского загородного дома. Дизайн Robert Kime's. England. 2015.
Гостиная
Неотъемлемый атрибут гостиной — комфортный и изысканный диван и камин. Диван мягок, покрыт многочисленными подушками. Диван дополнен удобными креслами и столиком.
Микс английского, испанского и китайского стилей в интерьере гостиной. Дизайн Cathy Kincaid Interiors Ltd. USA. 2017.
Микс английского, испанского и китайского стилей в интерьере гостиной. Дизайн Cathy Kincaid Interiors Ltd. USA. 2017.
Столовая
Большую часть столовой занимает вместительный деревянный стол без скатерти. В Англии кухню и столовую не совмещают, однако эти помещения могут сообщаться дверным проёмом.
Столовая South Wraxall Manor. Дизайн Robert Kime Ltd. England. Книга Robert Kime 2016.
Столовая South Wraxall Manor. Дизайн Robert Kime Ltd. England. Книга Robert Kime 2016.
Кухня
Для английской кухни характерна тяжелая деревянная мебель, каменная столешница, чугунная плита, керамическая раковина. Вместительный разделочный стол в центре и открытый посудный шкаф во всю стену с выставкой фарфоровых тарелок и начищенной меди завершают облик кухни.
Зеленые оттенки английской кухни в сочетании традиционной стаффордширской керамики и зеленой майолики в виде капустного листа. Поместье Brynderw. England. www.tokyojinja.com
Трехметровый остров кухни в английском доме 1852 года постройки с прекрасным мрамором Arabesque и старинными стульями. Somerset. England. 2018.
Зеленые оттенки английской кухни в сочетании традиционной стаффордширской керамики и зеленой майолики в виде капустного листа. Поместье Brynderw. England. www.tokyojinja.com
Трехметровый остров кухни в английском доме 1852 года постройки с прекрасным мрамором Arabesque и старинными стульями. Somerset. England. 2018.
Рабочий кабинет
Стены рабочего кабинета, незанятые книжными шкафами, часто отделаны деревом и обиты кожей. Рабочая зона кабинета — двухтумбовый стол и кожаные кресла. В Англии вести беседу с гостем из-за письменного стола считается дурным тоном. Для этих целей ставятся два диванчика или кресла. Уже к середине XIX века мастера-краснодеревщики впервые начали старить мебель.
Cтены библиотеки рабочего кабинета лондонской квартиры окрашены в глянцево-черный цвет. Бронзовые кромки книжных полок выполнены в стиле Билли Болдуина (Billy Baldwin). Стол у окна —английский регентский, инкрустированный латунью. Над каминной полкой изображена картина Папы Иннокентия X. Дизайн Geoffrey Bennison. England. London. Середина 70-х годов XX века.
Cтены библиотеки рабочего кабинета лондонской квартиры окрашены в глянцево-черный цвет. Бронзовые кромки книжных полок выполнены в стиле Билли Болдуина (Billy Baldwin). Стол у окна —английский регентский, инкрустированный латунью. Дизайн Geoffrey Bennison. England. London. Середина 70-х годов XX века.
Спальня
Кроме хозяйской, английские спальни (по спальне на каждого члена семьи) представляют из себя небольшие комнаты с огромными кроватями и вместительными шкафами. Кровати бывают кованные, с панцирной сеткой, деревянные с балдахином и шишечками. Зимой как в старые времена, в английской спальне может быть прохладно, летом, весной и осенью здесь считается полезным спать с открытой форточкой. Убранство кровати сложное многослойное: белые, вышитые отделанные кружевом простыни, атласные пуховые одеяла, дамастовые или плюшевые покрывала.
Спальня в частном доме. Дизайн Robert Kime Ltd. England. Книга Robert Kime 2016.
Спальня в частном доме. Дизайн Robert Kime Ltd. England. Книга Robert Kime 2016.
Ванная
В ванной присутствует камин. Ванные часто соединены со спальнями. В санузле может не оказаться душа, но только не ванны. Англичане в XIX веке, на пике Промышленной Революции, провели в свои дома водопровод с горячей и холодной водой, сделав его доступным большинству, но почему-то так и не стали пользоваться смесителем. До сих пор признаком английского стиля в быту остаётся умывальник с двумя кранами и большой чашей, в которой смешивают воду. Ванна представляет собой чугунную купель на львиных лапах и медным или латунным краном. Комната отделана деревом.
Англичане ещё в эпоху Возрождения великолепно разбирались в цветовой символике. Невзрачный серый англичане называли: цвет пыли, цвет испуганной мыши, розовый пепел, гридеперлевый (жемчужно-серый), серый нищенский, серый джентльменский, крысиный, цвет волос молодой женщины.
Белый, которые издревле считался цветом траура только с середины XVI века передал это значение чёрному, во времена В. Шекспира уже означал духовность, целомудрие, простоту, невинность, ясность и истину. Зеленый — любимый цвет драматурга — символ жизни, цветения, радости и счастья.
Гостинная в английском стиле. Дизайн Geoffrey Bennison. England. London. Середина 70-х годов XX века.
Гостинная в английском стиле. Дизайн Geoffrey Bennison. England. London. Середина 70-х годов XX века.
Красный цвет, любимый цвет английской гостиной означает: солнце, огонь, могущество и свет. У художников приглушенная коричнево-красная краска называется «английская красная». Яркий красный использовал в своих интерьерах английский декоратор Дэвид Хикс (David Nightingale Hicks). Тёмно-коричневый красный цвет декоратор называл «цветом кока-колы». Дэвид Хикс также придумал понятие «tablescape» — композицию из стильных предметов на каминных полках, комодах и журнальных столиках.
Зелено-желтая спальня. Дизайн David Nightingale Hicks. England. 70-80 года XX века.
Композиция «tablescape» на рабочем столе. Дизайн David Nightingale Hicks. England. 70-80 года XX века. Графика Peter Struyken.
Зелено-желтая спальня. Дизайн David Nightingale Hicks. England. 70-80 года XX века.
Английская фаянсовая керамика
Первая фаянсовая плитка появилась в южной Месопотамии ещё в конце 5-го тысячелетия до нашей эры. С X века плитку стали делать в Италии. Самая популярная керамика появилась в XIV веке в городе Дельфе и украшала дома Европы. В начале XVIII века князь Меньшиков построил в Стрельне фабрику по образцу голландских. В XVIII веке плитку «дельфтского стиля» стали производить в Англии. Она получила название инглиш English Delft.
В дизайне ресторана Bazaar Mar задействована типичная дельфская плитка, типичная для голландской керамики XVI века. Дизайн Филипп Старк. Художник и автор мифических сюжетов —Sergio Mora. Майями. США. 2017.
В оформлении ресторана Bazaar Mar задействована типичная дельфская плитка, типичная для голландской керамики XVI века. Дизайн Филипп Старк. Художник и автор мифических сюжетов —Sergio Mora. Майями. США. 2017.
Англичанину Герберту Минтону удалось восстановить изобретённый в двенадцатом веке монахами-цистернианцами, но в последствии утерянный, метод окраски плитки в массе. Посуда и элементы декора, плитка и цветная мозаика, сделанные компанией Minton, Hollins & Company — образец керамики викторианской Англии.
Керамика Георгиевского зала в центре Ливерпуля. Проектирование и реализация Minton, Hollins & Company. Англия. 1854.
Керамика Георгиевского зала в центре Ливерпуля. Проектирование и реализация Minton, Hollins & Company. Англия. 1854.
Терраса в Центральном парке на Манхеттене славится прелестным потолком, украшенным более 16 000 вручную изготовленных цветных плиток. Проектирование Minton, Hollins & Company. Англия.
Терраса в Центральном парке на Манхеттене славится восхитительно красивым потолком, украшенным более 16 000 цветных плиток, каждая из которых была вручную изготовлена в компании Minton & Co.
Текстиль
Лоскутная техника пэчворк ( от англ. patchwork — «работа из лоскутов») как вид декоративно-прикладного искусства возникла в Англии еще в XVI веке, когда туда начали привозить индийские хлопчатобумажные ткани «шитц» («chitz» — англ., «ситец» — по-русски). До XVI века в Англии текстиль был однотонный или вышитый. В ярких узорах шитцев, изготовленных для Европы, сочетались три стилевых направления — индийское, европейская «якобинская» вышивка и китайские узоры.
Индийский шитц. Хлопок окрашен вручную натуральными красителями. XVIII век. www.friesmuseum.nl
Индийский шитц. Хлопок окрашен вручную натуральными красителями. XVIII век. www.friesmuseum.nl
В Англии яркие пестрые шитцы охотно покупали. Производители местных тканей остались без рынка сбыта. В 1712 году правительство Англии, для сохранения собственных шерстяных и шелковых мануфактур, запретило продавать на территории Англии индийский ситец и изделия из него. Контрабанду ситца это не остановило, однако он стал дефицитным и дорогим. Иметь в доме индийское покрывало, богато декорированное вышивкой или набивным «забрызганным» рисунком в мелкий цветочек, считалось признаком достатка.
Индийский шитц. Хлопок окрашен вручную натуральными красителями. XVIII век. www.friesmuseum.nl
Индийский шитц. Хлопок окрашен вручную натуральными красителями. XVIII век. www.friesmuseum.nl
Орнаментальный мотив индийские «огурцы» (бут, пейсли) пришел в Европу из Персии. Во времена династии Сефевидов (начало XIV века) бут — символ плодородия. Украшал одежду знати, а в Европе и России завоевал признание благодаря ввозимым с Востока еще в Средневековье кашемировым тканям.
В течение XIX века город Пейсли (Англия) стал крупнейшим производителем кашемировых шалей. Название городка Пейсли закрепилось за традиционным индийским орнаментом в кашмирской шали, всем известный как «узор пейсли». Paisley Museum and Art Galleries.
В течение XIX века город Пейсли (Англия) стал крупнейшим производителем кашемировых шалей. Название городка Пейсли закрепилось за традиционным индийским орнаментом в кашмирской шали, всем известный как «узор пейсли». Paisley Museum and Art Galleries.
Самая известная одежда из клетки — шотландский килт. Разновидности клеток: гленчек, бёрберри, каледония, виндзорская клетка. Клетка-гленчек шотланского происхождения. Рисунок клетки-гленчек у англичан получил название «принц Уэльский». Узор быстро завоевал аристократический в мир. Королева Виктория, создала новый вид тартана и декорировала новым тартаном дворец в Балморале, Шотландия (балморальский тартан). Сегодня самый известный в мире тартан — Роял Стюарт считается личным тартаном королева Елизаветы II.
Балморальский тартан в интерьере летней резиденции королевы Виктории. Замок в Балморале. Шотландия. Вторая половина XVIII века.
Балморальский тартан в интерьере летней резиденции королевы Виктории. Замок в Балморале. Шотландия. Вторая половина XVIII века.
Особую популярность клетка обрела в XIX веке, во времена романтизма, когда общество зачитывалось романами Вальтера Скотта и стихами Джорджа Байрона — клетка стала признаком вольнодумства. Сторонники свободолюбия носили вместо плащей шотландские пледы, клетчатые жилеты и галстуки.
В 1924 году бренд Burberry — британская компания-производитель одежды, аксессуаров и парфюмерии класса люкс подарила миру свою клетчатую ткань «нова», ставшую впоследствии знаменитой под названием «клетка-бёрберри». В семидесятых годах такой рисунок на одежде и аксессуарах стал популярен среди английских футбольных фанатов, которые сделали его одним из символов Великобритании. Неформалы-панки в 1970 годах присвоили клетчатую расцветку, сделали ее символом бунтарства, как вызов всему напыщенному и пуританскому.
Рекламная фотография интерьера гостиной. Сеть мебельных магазинов El Dorado Furniture. Южная Флорида. США.
Рекламная фотография интерьера гостиной. Сеть мебельных магазинов El Dorado Furniture. Южная Флорида. США.